Валерий Литвин: «Гаишники за три дня меня оштрафовали дважды»


Среди множества памятных и не очень дат есть одна, о которой сегодня вспоминают немногие. 3 июля отмечается 80 лет со дня образования советской службы госавтоинспекции. По этому поводу не будет торжественных собраний и бурных гуляний, но вспомнить о людях этой легендарной уже сегодня службы посчитал для себя нужным бывший начальник областной милиции Валерий Литвин.
— Я никогда не любил ГАИ. Была печальная практика, когда меня за три дня гаишники оштрафовали дважды: первый раз в день моего 18-летия, во второй — через три дня 23 февраля. Конечно было за что, но думаю, можно было обойтись предупреждением ввиду незначительности правонарушения. Никаких претензий к сотруднику ГАИ – он был на рабочем места и выполнял свою работу.
Но я никогда не хотел работать в ГАИ. Вник в суть проблем службы, когда стал исполняющим обязанности начальника милиции в Бериславе, быстро понял, что мое мнение о ГАИ ошибочно. По сей день остаюсь уверенным в том, что это подразделение самое дисциплинированное, самое работоспособное и самое мобильное.
В свое время я пытался новому на тот момент руководству МВД и лично Юрию Витальевичу Луценко (тогда Министру внутренних дел) доказать, что не все правда, что говорят о ГАИ, и ликвидировать службу категорически нельзя. Хотя и проблем в ней немало. Если я сейчас буду говорить, что они не занимались поборами, я буду врать сам себе. Конечно, брали, собирали дань с водителей. Не буду их оправдывать, но это лишь вершина айсберга проблем. Работая начальником Винницкого УМВД столкнулся с мизерным государственным финансированием данной службы. Когда поинтересовался у начальника ГАИ, откуда берут средства на форму, оказалось, что должны были об этом заботиться сотрудники самостоятельно. Не открою секрета, если скажу, что ремонт всех машин этой службы, да и не только, ложилось также на плечи гаишников. Плюс к тому ремонты машин проверяющих из МВД. Знаю, что некоторых руководителей ГАИ сверху облаживали данью и «просили» возить её в столицу. Своим подчиненным я всегда говорил: ничего не везите. В ответ: не будем возить – не будем служить. Стоящий на дороге гаишник-взяточник – это плохо, с этим боролись, от таких старались избавляться. Но заниматься поборами их заставляла сама система.
Мое мнение – все подразделения на территории области должны подчиняться только начальнику УМВД, который в свою очередь подчиняется исключительно Министру, и никакого вертикального подчинения министерским отраслевым службам. Проверять должны работу только начальника УМВД, а не работу отдельного подразделения. Поэтому сколько будет продолжаться такое вертикальное подчинение, столько и будут возить дань. Что бы вы не делали.
А теперь о той стороне работы ГАИ, которая не на виду. В списке погибших сотрудников милиции представителей ГАИ больше других. В случае резонансных преступлений их первых, как самых мобильных, поднимали на отработку территории. А сколько раз им приходилось вручную собирать части человеческих тел на местах аварий или вырезать автогеном  тела из покореженных машин. Об этом почему-то многие забывают, когда ругают гаишников.
Мне кажется, что в новой полиции все же вернутся к варианту госавтоинспекции, пусть и под другим названием, потому что усилий только патрульной полиции, как мы сейчас можем видеть, для обеспечения контроля за безопасностью на дорогах области не хватает. Хочется надеяться, что в будущем у полиции не будет материальных проблем, это залог того, что полицейский сможет нести службу на дорогах честно – нарушил правила дорожного движения – заплати официальный штраф – и никак иначе.
И ещё раз вернусь к теме взяточничества на дорогах. Чтобы эффективно бороться с этим явлением, нужно ввести равнозначную жесткую ответственность как за получение так и за дачу взятки, причем за дачу взятки сотрудникам полиции предусмотреть ответственность вдвое строже.  Не будут давать – не будут брать. А если вымогают – сразу заявление в прокуратуру.  В противном случае ничего не поменяется.

Хочу вспомнить ярких, легендарных представителей службы, которые внесли весомый вклад в её развитие. Николай Петрович Паламарчук вместе с Иваном Васильевичем Каплуном, Виктором Семеновичем Мындрей, Виктором Васильевичем Костенниковым, Николаем Христофоровичем Джиганским, Григорием Алексеевичем Галковским и многими другими в разное время создавали имидж службы ГАИ. Благодаря им сегодня патрульная полиция занимает одно из лучших и комфортабельных административных зданий в Украине. Хочется поздравить всех, то имел отношение к службе ГАИ с профессиональным праздником. 
Всем здоровья и удачи! И самое главное – веры в будущее.

Истосник: http://goes.ks.ua/valeriy-litvin-gaishniki-za-tri-dnya-me/